Информационные системы, базы данных, базы знаний

Ильина Т.С., старший преподаватель кафедры ИКТ, РГПУ им. А.И.Герцена

Информационные системы, базы знаний, базы данных

Ильина Т.С., старший преподаватель кафедры ИКТ, РГПУ им. А.И.Герцена

Информационные системы (ИС)

Содержание

  1. Основные понятия
  2. Структура ИС
  3. Классификации ИС

Основные понятия

Система – это сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов) и существующий как единое целое.

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Система Элементы системы Главная цель системы
Компьютер Электронные и электромеханические элементы, линии связи и др Обработка
данных
Телекоммуникационная система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др Передача информации
Информационная система Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение Производство профессиональной информации

Информационная система (ИС) – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Структура ИС

Обеспечивающие подсистемы:

  1. Информационное обеспечение
  2. Техническое обеспечение
  3. Математическое обеспечение
  4. Программное обеспечение
  5. Организационное обеспечение
  6. Правовое обеспечение

1. Информационное обеспечение

Это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях.

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования.

Схемы информационных потоков отражают:

Вывод

Для создания информационного обеспечения необходимо:

  1. понимание целей, задач, функций всей системы;
  2. выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;
  3. наличие и использование системы классификации и кодирования;
  1. владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
  2. создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

2. Техническое обеспечение

Это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств

и другое

Документация

Группы документации:

Формы организации технического обеспечения

3 и 4. Математическое и программное обеспечение

Это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Средства математического обеспечения

и другие

Состав программного обеспечения

5. Организационное обеспечение

Это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Функции организационного обеспечения

  1. Анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации.
  2. Подготовка задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности.

Функции организационного обеспечения

  1. Разработка управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

5. Правовое обеспечение

Это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, а также регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Состав правового обеспечения

Правовое обеспечение этапов функционирования ИС

и другое

Классификации ИС

Основания классификаций:

  1. По признаку структурированности задач
  2. По степени автоматизации
  3. По характеру использования информации
  4. По сфере применения

I. По признаку структурированности задач

Типы задач, для которых создаются ИС:

  1. Структурированная (формализуемая) задача – это задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.
  2. Неструктурированная (неформализуемая) задача – это задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.
  3. Частично структурированная задача.

Типы ИС для решения частично структурированных задач

  1. Создающие отчеты и ориентированные, главным образом, на обработку данных.
  2. Разрабатывающие возможные альтернативы решения:
    • Модельные,
    • Экспертные.

ИС, создающие отчеты

Обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку.

Модельные ИС

Предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения.

Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

Экспертные ИС

Обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем (ЭС), связанных с обработкой знаний.

II. По степени автоматизации

III. По характеру использования информации

Информационно-решающие системы

По степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений делят на:

Управляющие ИС

Вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение.
Для них характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных.

Пример: система бухгалтерского учета.

Советующие ИС

Вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий.
Обладают более высокой степенью интеллекта, т.к. для них характерна обработка знаний, а не данных.

Пример: медицинские ИС для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения.

IV. По сфере применения

Вывод

Информационная система требует создания в памяти ЭВМ динамически обновляемой модели внешнего мира с использованием единого хранилища – базы данных.

Базы данных (БД)

Содержание

  1. Основные понятия
  2. Классификации БД
  3. Модели данных
  4. СУБД
  5. Этапы построения БД

Основные понятия

База данных (БД) – это поименованный набор организованных данных, отражающий состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области.

База данных (БД) – определенным образом организованная совокупность данных, относящаяся к определенной предметной области, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения.

Предметная область – часть реального мира, подлежащая изучению с целью организации управления и, в конечном счете, автоматизации.

«Динамически обновляемая» - соответствие базы данных текущему состоянию предметной области обеспечивается в режиме реального времени.

Программное обеспечение, предназначенное для работы с базами данных, называется системой управления базами данных (СУБД).

Система управления базами данных (СУБД) – это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.

Основные функции СУБД

Модель данных – это совокупность взаимосвязанных структур данных и операций над этими структурами.

Вид модели и используемые в ней типы структур данных отражают концепцию организации и обработки данных, используемую в СУБД.

Классификации БД

Основания классификаций:

  1. По размещению.
  2. По способу организации

1. По размещению

  1. Если для хранения БД используется один компьютер, то БД называется централизованной.
  2. Если различные части одной БД хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью, то такая БД называется распределенной базой данных.

2. По способу организации

БД разделяют на:

  1. Базы с плоскими файлами.
  2. Иерархические.
  3. Сетевые.
  4. Реляционные.
  5. Объектно–реляционные.
  6. Объектно–ориентированные.

Модели данных

Виды моделей:

  1. Файловая.
  2. Сетевая и иерархическая.
  3. Реляционная.
  4. Объектно–ориентированная.

Файловая модель

В них реализуется модель типа плоский файл.

Плоский файл – это файл, состоящий из записей одного типа и не содержащий указателей на другие записи, двумерный массив элементов данных.

Сетевые и иерархические модели

Иерархическая модель представляет собой древовидную структуру с корневыми сегментами, имеющими физический указатель на другие сегменты.

Непосредственный доступ, возможен только к объекту самого высокого уровня, который не подчинен другим объектам. К другим объектам доступ осуществляется по связям от объекта на вершине модели.

Пример иерархии.

В сетевых моделях непосредственный доступ может обеспечиваться к любому объекту независимо от уровня, на котором он находится в модели. Возможен также доступ по связям от любой точки доступа.

Они являются более универсальным средством отображения структуры информации для разных предметных областей.

Пример сетевой модели.
Пример сетевой модели.

Реляционная модель

Концепция: Э.Ф. Кодд, в 1970 г

Реляционная модель данных является совокупностью простейших двумерных таблиц – отношений (объектов модели).

Таблица-отношение является основным типом структуры данных (объектом) реляционной модели.

Структура таблицы определяется совокупностью столбцов.

Столбец соответствует некоторому элементу данных – атрибуту.

Один или несколько атрибутов, значения которых однозначно идентифицируют строку таблицы, являются ключом таблицы

Столбец таблицы со значениями соответствующего атрибута называется доменом, а строки со значениями разных атрибутов – кортежем (записью).

  Поле 1 Поле 2 Поле 3 Поле 4 ...
Запись 1 ... ... ... ... ...
Запись 2 ... ... ... ... ...
... ... ... ... ... ...
День Осадки Температура, С Давление, мм. рт. ст/ Влажность, %
15.03.2013 Снег –3,5 746 67
16.03.2013 Без осадков 0 750 62
17.03.2013 Туман 1,0 740 100
18.03.2013 Дождь 3,4 745 96
19.03.2013 Без осадков 5,2 760 87

Объектно–ориентированная модель

Важнейшее место отводится объектам, на основе которых могут определяться другие объекты благодаря использованию концепции, называемой наследованием

СУБД

Стандартным реляционным языком запросов является язык структурированных запросов SQL (Structured Queries Language).

Наиболее известными СУБД для разработки простых приложений можно назвать Access, Paradox и Approach.
Для создания более сложных бизнес–приложений, корпоративных информационных систем используются СУБД фирм Oracle, Informix, IBM, Sybase.

Этапы построения баз данных

  1. Обследование всех функциональных подсистем, компонентов:

Этапы построения баз данных

  1. Построение концептуальной информационно-логической модели данных

Установление и оптимизация всех связей между объектами и их параметрами.

Базы знаний (БЗ)

Содержание

  1. Основные понятия
  2. Структура и функции СБЗ
  3. Средства создания СБЗ

Основные понятия

База знаний (БЗ) – в информатике и исследованиях искусственного интеллекта – это особого рода база данных, разработанная для оперирования знаниями (метаданными).

англ. knowledge base.

Знание – это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области.

Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека. Знание противоположно незнанию, то есть отсутствию проверенной информации о чем-либо.

Экспертная система – это система, обеспечивающая создание и использование с помощью компьютера баз знаний экспертов; система искусственного интеллекта.

Система базы знаний (СБЗ) – это система, дающая возможность использовать подходящим образом представленные знания с помощью вычислительной машины.

Структура и функции СБЗ

Знания в базе знаний:

Содержимое базы знаний:

Классификация знаний

Интерфейс – обеспечивает работу с БЗ и механизмом получения решений на языке высокого уровня, приближенном к профессиональному языку специалистов в той прикладной области, к которой относится СБЗ.

Средства создания СБЗ

Знания в базе знаний:

  1. Традиционные языки программирования – C, Basic, Pascal, Lisp и др.
  2. Языки представления знаний (такие как Prolog) – имеют специфические средства описания знаний и встроенный механизм поиска вывода.